О страхе чистого листа | Часть II

Скорее всего, вам знакомо это чувство. Вы так хотели выделить себе время и порисовать, но, наконец усевшись, понимаете, что не можете даже линию провести. Или поджимают сроки сдачи работы, а файл в программе всё также девственно чист, и не понятно, с чего начать. 

 

Я очень часто общаюсь с коллегами, читаю наши и западные творческие блоги. Прослеживается единая тенденция: когда человек регулярно работает в творчестве, то этого страха почти нет. Есть осознание того, что есть работа, её нужно делать. Взять план, расписать по пунктам, выспаться, отдохнуть и начать делать от общего, переходя к частному. А склонность переживать до старта присуща новичкам и тем, кто новичком уже не является, но никак не поймёт, как выстроить работу. 

 

Хорошая новость в том, что если вы всё реже и реже это чувствуете, значит вы растёте как профессионал, и чем дальше — тем больше растёт ваш опыт, и всё меньше возникает таких случаев. А если страх белого листа всё такой же частый спутник — значит, есть куда расти. Давайте разбираться дальше, куда :)

 

Начало статьи здесь 

Страх IV: Я не знаю, как это сделать! Поэтому и не буду! 

 

 Ох, этот недостаток опыта! Когда-то мне казалось, что тормозит меня только он. Мне очень хотелось рисовать также, как мои кумиры, и после трёх попыток я почему-то останавливалась. Каждый раз мне казалось, что они просто обладают каким-то рецептом «как провести идеальную линию», «как построить самую красивую композицию», «списком интересных деталей в иллюстрации», или програмкой / скриптом «как обработать эскиз в вектор так, чтобы красиво и без дополнительных усилий». Когда примерно те же вопросы я начала слышать от своих первых студентов и читателей моего блога и инстаграма, я поняла, что со стороны кажется, будто я обладаю мистическим знанием. А я ведь нет! Что же это, я обманываю тех, кто пришёл за помощью? 

 

На самом деле нет. Нет, я не обманываю. Нет, рецепта нет. Нет, надо просто очень-очень-очень много работать. Есть немного секретов (обычно с ними охотно делятся те авторы, которые хотят роста читателей — примерно все), но в остальном в красивой работе заложено много труда, который никак нельзя показать в интернете рядом с нарисованной картинкой. И даже если автор выложил видео на Youtube без монтажа, разве вы смотрите его целиком без ускорения? Скорость работы и секретный рецепт — это такие иллюзии, и чем раньше вы от них избавитесь, тем больше вы сил освободите на то, чтобы вздохнуть, успокоиться и пять (восемь / сто / десять тысяч) часов потратить на то, чтобы потренироваться и через время вырасти в того художника, которым хотите стать. Не бойтесь, пожалуйста, если сегодня у вас не получится то, что вы задумали. Представьте, куда вы вырастите, если поборете свой страх и потратите время на рисунок — даже если результат будет стыдно показать и лучшей подружке.  

Страх последний, или, если быть точной — состояние, состояние усталости

 

Я никогда не устану проповедовать идею о том, что образ богемного художника, питающегося белым порошком и спящего три часа по утрам, а потом творящего шедевры — такой же стереотип, как и то, что русские пьют по утрам водку и даже в Сочи ходят в ватнике (ну ладно, этим летом, похоже, ватник и в Сочи не помешает). Гораздо более распространённая ситуация, которую я вижу — молодая мама после работы и проверки уроков ребёнка на час садится порисовать, и почему-то не может начать. Или студентка дневного после двух работ, свидания и фриланса перед сном, встала пораньше чтобы повторить интересную технику, которую подсмотрела в инстаграме — и ничего не выходит. Догадываетесь, почему? Мы ожидаем от себя эффективности 24 часа в сутки, ставим на ночь аудио-книгу на английском, чтобы мозг во сне «учился», стараемся заработать все деньги мира, и по пути, так сказать, погружаем себя в состояние хронического стресса. Как я уже писала в инстаграме (и о боже, как много людей со мной согласились!) — это работает иногда, когда тебе около 20. Ещё иногда в 25-30, когда ты слишком переоцениваешь возможности — обычно потом за это приходится расплачиваться здоровьем. Поэтому, друзья мои — художник (писатель, сценарист, дизайнер или музыкант) должен быть сыт, тепло одет, выспавшийся, на прошедших выходных отдохнувший, без похмелья! Если вы вдруг узнали себя в образе белки в колесе, которая не может начать рисовать, подумайте: у кого вообще может получится делать хоть что-то, когда все 4 лапы заняты? И что изменить в своей жизни, чтобы хотя бы пару лап освободить?

Ну и напоследок, несколько блиц-советов «как заставить себя всё-таки заполнить этот лист»: 

 

— Всё-таки заполните его уже, а? Это не сложно, всего-то три (один, два, пять) часа. Дисциплина очень важна! Пока вы переживаете — вы не учитесь, вы учитесь тогда, когда пересиливаете себя и рисуете;

— Если техника работы позволяет, не рисуйте по белому: загрунтуйте холст серым, чёрным, серо-буро-малиновым с набрызгом, возьмите цветную бумагу, нарвите кусочки текста из старой книги и рисуйте по ним, вариантов создать абстрактный фон из ничего — тысячи. Когда лист/холст уже не белый — гораздо проще, поверьте; 

— Перед началом работы поставьте себе очень жёсткие временные рамки, например 3-4 часа. На первых курсах художественных вузов именно за это время студенты пишут натюрморты или рисуют гипсовые части тела. Ваша задача — вписаться в это время, не больше. Вспомните все эти истории, которые рассказывают молодые мамы: время «вдруг» начинает быть таким ценным, и за эти несколько часов сна малыша, мама начинает успевать гораздо больше, чем она успевала, когда ею не была. Ограничение — очень эффективный инструмент для творца; 

— Занимайтесь практиками регулярно: медитацией, утренними страницами, спортом — все эти вещи помогают концентрации и способствуют избавлению от ненужных мыслей, в том числе и от страхов в работе;

— Разделите работу на много маленьких частей: например у вас есть «нарисовать книгу» — ужасное, тяжёлое, давящее изнутри задание. Но если вы разобьёте количество иллюстраций на количество глав, составите из него понятный план «сегодня рисую принцессу, завтра рисую принцессу в лесу» — будет уже не так тяжело;

— Найдите компанию: рисовать вместе гораздо веселее! А главное, вы можете поддерживать друг друга в процессе, и не давать страхам захватить полностью ваше внимание. Идти по тяжелой дороге проще, когда рядом есть приятный и поддерживающий человек.

 

Казалось бы, всю тему можно было бы свести только к последнему абзацу с понятными и простыми советами, а не писать такой большой лонгрид и разбивать его на две части. Но мне бы хотелось, чтобы у моих читателей в голове появились дополнительные мысли и дополнительные вопросы на эту тему, которые поспособствуют развитию и снятию не только поверхностного страха «боюсь белого листа», но ещё и нескольких, лежащих чуть глубже. 

 

Защищающая ваш

творческий порыв Женя ♡